понедельник, 7 апреля 2014 г.

Социальная сфера

Текст и ответы к самостоятельной работе "Богатые и бедные" на страничке
 "Проверь себя. Обществознание"
15.05.14  Что такое «семья»?
Семья – это основанная на браке или кровном  родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Семья – это группа людей, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства.   
Семья – это целостность, которая делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности.

Семья: современная нуклеарная  (родители – дети); традиционная (классическая), расширенная, многопоколенная (бабушки – родители – дети – тёти, дяди)
Семья: родительская (первичная); новообразованная (вторичная)                                                                       
                          

 Жизненный цикл семьи – это последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи (стр. 159-160, записать стадии лесенкой в тетрадь)
 Распад семьи.
Причины (объективны), мотивы (субъективны) – стр. 161; повод; последствия.
24.04.14  Конфликты в обществе. 
1. Что такое «конфликт»?
Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание тем, что одинаково ценится обеими сторонами.
Конфликт – процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из участников.
Субъекты конфликта – участники конфликта.
Предмет конфликта - вопрос или благо,  из-за которых разгорается конфликт
 Причина (противоречие) – проблема, почему данный конфликт стал возможным
 Конфликтная ситуация – эта ситуация скрытого или открытого противоборства сторон в силу возникших противоречий
Повод конфликта (инцидент) -  действие или совокупность действий участников конфликта, провоцирующее резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними
Конфликт = причина + конфликтная ситуация + субъекты + инцидент
Масштаб конфликта – количество участвующих людей и серьёзность последствий
Цель конфликта – достижение собственного интереса за счёт интересов других                            
Разрешение конфликта – перевод конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества сторон
Примеры конфликтов (стр. 151 -152)
2. Видовое разнообразие конфликтов (схемы стр. 153, 154, 155).
  • по количеству вовлечённых людей: внутриличностные, межличностные, социальные
  • в зависимости от предмета спора: религиозные, политические, профессиональные, имущественные, этнические, территориальные и другие
  • по способам протекания: конфронтация, соперничество,  конкуренция
3. Как разрешить конфликт?
Способы (стр. 157, схема)
Как избежать ненужных конфликтов?  
не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;  
- прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную,  доброжелательную атмосферу доверия;  
попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;  
- не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступками;  
- заставьте себя молчать когда задевают в мелкой ссоре;  
умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;  
- признавайте достоинство окружающих во весь голос, и врагов станет меньше;  
- если вы чувствуете, что вы не правы, признайте это сразу. 
Д/з параграф 23, виды конфликтов - примеры
17.04.14 Межнациональные отношения 

- Высший исторический тип этноса – нация.           

В современном мире проживают примерно 2000 наций, народностей и племен, а государств в мире – 194. Эти цифры говорят о том, что в большинстве стран проживают представители разных национальностей, государства многонациональны.

Внутри одного государства представители разных наций живут изолированно друг от друга? (взаимодействуют)

Значит, что между ними возникает особый тип отношений, который называется…. (межнациональные отношения)

Межнациональные отношения отношения между людьми разных национальностей

- взаимодействие нескольких социально-этнических общностей, способствующее развитию отношений между людьми разных национальностей

Типы межнациональных отношений

- внутри одного государства

- между нациями-государствами

- Являются ли межнациональные отношения проблемой?

- Приведите примеры данной проблемы на уровне одного государства – России

(Чечня, скинхеды)

- Приведите примеры данной проблемы на уровне стран-государств (фашистская Германия, монголо-татарское иго, Ирак-Иран)

- Каким понятием можно объединить все приведенные примеры?

Межнациональный конфликт – крайнее обострение противоречие между народами, возникших в ходе решения политических, территориальных, экономических, культурных, религиозных проблем.

- Почему, на ваш взгляд, возникают межнациональные конфликты?

Причины:

- территориальные споры

- геноцид (истребление) одного народа в отношении другого

- экономическое соперничество

- аннексия (захват, отторжение) территории

- политические споры

- стремление к созданию новых государств

- этноцентризм (учебник с.147)

- А можно ли жить без национальных конфликтов?

Наука утверждает: в абсолютном смысле — нет, а в относительном — да. Иначе говоря, построение гармоничных межнациональных отношений — задача не безнадежная. Сдержанный же оптимизм ученых имеет основания. Мир полон противоречий и конфликтов — это реальность, которую нельзя приукрашивать. И пока существуют социальные и даже межличностные конфликты (а они, видимо, будут существовать всегда), в любом многонациональном обществе сохраняется опасность перевода конфликта в межнациональную плоскость, т. е. возможность взвалить вину за все беды на «инородцев» (чему многие учащиеся — живые свидетели).

-  Как следует строить свои отношении с людьми другой национальности? Как относиться к ним? Как вести себя с ними?

Поскольку все мы всегда жили и будем жить в многонациональной среде, каждый из нас обязан проявлять особую деликатность, толерантность, ответственность в отношении к людям другой национальности. Ответственный человек всегда должен предвидеть последствия своих поступков и знать, что за них придется отвечать по законам морали и права. А слово «деликатность» в русском языке всегда означало и означает вежливость, предупредительность, тактичность, тонкость в обращении. Толерантность - терпимость к представителю другой нации.



Наша страна - многонациональное государство.

- Ребята, оказывается все просто: если мы научимся принимать, понимать, уважать других людей независимо от цвета их кожи, разреза глаз, языка, на котором они говорят, в нашу жизнь придет мир и покой. А если мы сможем полюбить, то будет продолжаться сама жизнь.
 10.04.14. Этнос: народности и нации.



Д/з: параграф 21, учить понятия:этнос, племя, народность, нация.
 







20.03.14  Богатые и бедные
1. Неравенство - неравномерное распределение дефицитных ресурсов в обществе: денег, власти, образования, престижа между различными стратами или слоями общества.
Универсальное средство, позволяющее измерить неравенство - деньги (денежная сумма).
Богатство= роскошь - излишество в комфорте, в удовольствии (причуды богатых, СМОТРИ
2. Богатство - это ценности, которые ликвидны, т.е. могут быть проданы в любую минуту. 
В России самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и наименьшие - большинство населения
3.Приличествующий уровень жизни - количество материальных благ, позволяющих человеку вести комфортный образ жизни, не чувствовать себя ущемлённым, удовлетворяя разумные потребности
4. Бедность - экономическое и социальное состояние человека, имеющего минимальное количество денег, образования, власти, престижа.
Типы бедности: 
  •  абсолютная - такое состояние, которое не удовлетворяет основные потребности , обеспечивающие биологическую выживаемость
  • относительная - состояние, при котором невозможно поддерживать приличествующий образ жизни
  • нищета - крайняя бедность (андеркласс)
5. Порог бедности = уровень бедности = прожиточный минимум - набор товаров и услуг (выраженный в ценах),который позволит человеку удовлетворять минимум допустимых потребностей
Д/з: & 19,20; примеры из жизни богатых и бедных (на выбор один рассказать, 1 минута)
И в заключении - притча о Богатстве и Бедности:
Пришли Бедность и Богатство к одному человеку и спрашивают:
— Кто из нас красивее?
Испугался человек, думает: «Если скажу, Бедность красивее, так Богатство рассердится и уйдет, а скажу, Богатство прекрасно, так Бедность обидится и меня замучает». Подумал немного, а потом говорит:
— Пока вы так на месте стоите, я не могу решить. Вы пройдитесь.
Стали Бедность и Богатство прохаживаться туда-сюда. Поглядел на них человек и говорит:
— Ты, Бедность, очень хороша со спины, когда уходишь, а ты,
 Богатство, просто прекрасно в момент прихода.
06.03.14 Социальная структура. Социальная стратификация.
1. Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.
Если сравнить структуру со зданием общества, то горизонтальные перекрытия – выполняют статусы, роли и социальные группы, а вертикальные опоры – слои (страты) и классы, входящие в социальную стратификацию. 
2. Стратыэто большие группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре общества. Или учебник стр. 111.
Статус – принадлежность человека к той или иной страте.
              - социальное положение человека в обществе: профессия, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека, территориальный статус, здоровье, религиозные взгляды и т. д.
Статус бывает: предписанный (с которым человек родился) и достигнутый или приобретённый.  Примеры стр. 113 учебника. Социальные статусы связаны между собой социальными и межличностными отношениями. Общество продумало внешние знаки отличия. Дополнительный материал стр. 114 – чтение. Функцию статусных символов выполняют также: жильё, язык, жесты, манеры поведения. Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ, или имидж.
Имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том как должен вести себя человек со своим статусом.  
Он включает несколько социальных ролей.
3. Социальная роль – это некий образец  поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами. Таким образом, статус указывает на место, а роль на способ поведения.
4. Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым признакам:
  •   пол
  •  возраст
  •  национальность
  •  раса
  •  место жительство
  •  доход
  •  власть
  •  образование и т. д.
Численность человеческих групп на Земле превышает число людей в 1,5 – 2 раза.
Отдельный человек живёт по законам группы:
П. А. Сорокин
Ø  многие особенности человека (речь, язык, нравственность и т. д.) являются итогом групповой деятельности
Ø  в группе закладывается фундамент социальной жизни (правила, традиции, обычаи и т. д.) 
5. Социальная стратификация (социальное расслоение) – иерархическое разделение общества на группы (касты, сословия, классы) – стр. 121.рис.
Составит схему классового деления общества – стр. 119-120.




Критерии стратификации:
* доходы
* богатство
* образование
* власть
* профессия 
Теория стратификации создал Питирим Александрович Сорокин.  
Д/з: параграф 17,18, учить понятия
05.04.14 Самостоятельная работа по обществознанию
Параграф 19 - 20. Богатые и бедные

№ задания
Ответы
№ задания
Ответы
А1
2
В1
сходства 
1, 2, 3
отличия
4, 5
А2
1
В2
2,4,5
А3
2
В3
А
Б
В Г
2 4 3 1
А4
1
В4
привычки
А5
4


А6
2

















 Параграф


№ задания
Ответы
№ задания
Ответы
А1


В1
сходства

отличия

А2


В2

А3
А4

В3
А
Б        


      
А5
А6

В4

 


№ задания
Ответы
№ задания
Ответы
А1

В1
сходства

отличия

А2

В2
1,4
А3

В3
А
Б
В
Г




А4

В4

А5



А6


















Комментариев нет:

Отправить комментарий