четверг, 26 сентября 2013 г.

Глава 1 Общество и человек

К зачёту понятия:
  • общество
  • страна
  • государство
  • социальный институт (основные социальные институты) 
  • сферы общества (их перечислить)
  • мировое сообщество
  • глобализация 
  • природа 
  • доиндустриальное = традиционное
  • индустриальное = промышленное
  • постиндустриальное = информационное
  • прогресс
  • регресс
  • реформа
  • революция 
  • человек
  • индивид
  • индивидуальность
  • личность 
  • потребности
  • социализация
  • социальная роль
  • культурные нормы
  • воспитание - это часть процесса социализации, направленная на прививания человеку культурных норм, правил поведения, ценностей и идеалов
  • общение
21.11.13 Общение
1. Общение - это социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей.
2. Виды общения:
* речевые
* неречевые 
3. Формы общения:
* служебное (деловое)
* повседневное (бытовое)
* убеждающее
* ритуальное
* межкультурное (межэтническое)

Д/з: &8  подготовиться к зачёту по понятиям "Человек и общество", к письменному тесту по параграфам 6,7,8
 
14.11.13Социализация и воспитание
1. Социализация - это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.
Процесс социализации:

  • это освоение жизненного опыта
  • происходит на протяжении всей жизни
  • 70 % личностных качеств формируется в детстве
  • с 10-12 лет начинается взросление подростка
Социальная роль - это  способ или модель поведения человека в соответствии с занимаемым социальным положением.
Культурные нормы - это требования, правила поведения, которые налагает общество на человека, стремящегося быть воспитанным и духовно развитым
Этапы социализации:
  • начальный (детство, юность)
  • продолженный (зрелость, старость)
Агенты социализации: 
  • семья
  • сверстники
  • учреждения и организации (школа, армия, система управления государством)
Таким образом, социализация продолжается в течении всей жизни человека.
Д/з: & 7, понятия; составить опорный конспект по теме "Воспитание".
31.10.13 Потребности человека.


Абрахам Маслоу  (1908 - 1970) - создатель иерархической теории потребностей. Он расположил потребности в восходящем порядке, от низших биологических до высших духовных:
  •  духовные (основные, базисные, мотивационные переменные)
  •  престижные (эгоистические, потребности в оценке)
  •  социальные
  •  экзистенциальные (в безопасности)
  •  физиологические   


 Д/з:& 6, понятия, написать эссе на тему "Я - личность?!"

1. Вступление: проблема, главная мысль темы
 2. Размышление по теме с опорой на примеры из собственного жизненного опыта, СМИ, литературы
3. Заключение: обобщение сказанного 








17.10.13 Личность и социальная среда.
Каждый из нас сам вычеканивает цену собственной личности , человек бывает мал или велик в зависимости от собственной воли.                                      С. Смайлс, английский писатель
Человек - это биосоциальное существо.
Биологическое - задатки (анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей), одарённость; талант и гениальность (высшее проявление способностей)
Гениальным человека делает природа, а великим - общество.
Индивид - представитель человеческого рода
Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого.
Личность результат становления индивида путём преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.
Тесты онлайн Личность
Д/З: & 5, тезисы, понятия главы 1
Ответы теста по параграфам 3,4 смотрите на страничке "Проверь себя"
   10.10.13 Социальный прогресс и развитие общества.

1. Законы общественного развития:
  • ускорение истории, уплотнение исторического времени 
  • народы и нации развиваются неравномерно, могут миновать отдельные стадии развития
2. Последствия законов общественного развития:

  • позитивные - прогресс 
  • негативные - регресс
3.Виды прогресса:
  • реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни общества
  • революция - коренное качественное изменение существующего социального строя 
Д/З: параграф 4, понятия, подготовиться к тесту по параграфам 3,4

  03.10.13 Типология обществ
1. Основные типологии (схема - стр. 28)
2. Синтетическая модель общества:
  • доиндустриальное = традиционное
  • индустриальное = промышленное
  • постиндустриальное = информационное
Д/з: & 3, учить понятия, выписать в тетради признаки каждого типа синтетической модели общества (доиндустриального, индустриального, постиндустриального). 
 
  08.10.11 Природа, человек, общество

1. Понятие "природа
  • в узком смысле: биосфера, естественные условия жизни общества, человека
  • и широком смысле: весь мир, в многообразии его форм и проявлений
Отношение к природе человека:

2 -3  млн. лет назад
40 тыс. лет назад
XVIII - XIX вв.
к XX - н. XXI вв.
появление человека
человек разумный, возникновение человеческого общества
индустриальная революция, завершение промышленного переворота
информационное общество
восторженное, трепетное, уважительное
истребление природы, уничтожение её богатств
люди задумались о сохранении природы; создание глобальных программ спасения

 2. Тезисы:
  • Человеку для выживания природа нужна, а природе человек - нет.
  • Дикая природа гибнет, гибнет и человеческое общество, т. к. нарушается природный баланс.
  • Человек становится более просвещённее, природа уничтожается более изощрённее.
  • С истреблением природы идёт истребление человека, человек - исчезающий вид.
  • Социальный прогресс идёт параллельно с природным регрессом.
  • Сфера естественного сужается, а искусственного расширяется (артефакты).
  • Природа сама себя защищает, мстит человеку за своё уничтожение.
4. Мероприятия в защиту природы
Д/з: параграф 2, учить понятия, найти в СМИ мероприятия в защиту природы или факты уничтожения природы (устное выступление на 1 минуту).
1. Понятие "общество", его основные признаки
В узком смысле:
  • это определённая группа людей, объединившаяся для общения и выполнения какой-либо деятельности (н-р: класс, семья)
  • конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа (н-р: первобытное общество)
В широком смысле:
  • это обособившееся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из совокупности индивидов и включающая в себя способы их взаимодействия и формы их объединения.
2. Социальный институт - устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм (производство, семья, религия, образование, государство)
3. Сферы общества: 
  • экономическая
  • политическая
  • духовная
  • социальная
4. Общество - социальная организация данной страны
 Страна - географическое понятие общества
Государство - политическая организация общества
5. Мировое сообщество; глобализация
Д/з: & 1, учить понятия, главная мысль высказывания("Человек вне общества или бог, или зверь" Аристотель)

Комментариев нет:

Отправить комментарий